ТОМ VI. КОНСТАНТИН КЕДРОВ

 

ФОРМУЛА БЕССМЕРТИЯ ВЕЛИМИРА ХЛЕБНИКОВА

1996

Имя Хлебникова хорошо известно всем, кто любит поэзию ХХ века, но его философские космические идеи все еще ждут своего открытия. Всю жизнь поэт утверждал, что ему известны законы времени. Много раз он уточнял свои вычисления или видоизменял их, но неизменной оставалась сущность открытия. Хлебников считал, что время – это особая невидимая форма пространства, а значит можно вычертить карту времени, где прошлое и будущее будут всего лишь очертаниями пройденного и еще не пройденного пути. Он оставил нам карту своего Государства времени, которое возвышалось над Государством пространства, вмещает прошлое, будущее и настоящее человечества.

 

Государство времени

В мире, раздираемым мировой войной, Хлебников сделал такую запись: “Я тоже веду войну, только не за пространство, а за время. Я сижу в окопе и отнимаю у прошлого клочок времени”.

Тот, кто хотел бы день или час прожить в Государстве времени Велимира Хлебникова, можно искренне позавидовать. В этом государстве есть два плана – земной и космический.

В земном: поэт, то в мешке, то в цилиндре и фраке, странствует по Российской империи, беседует с цыганами на их языке, идет по пространству нынешних независимых государств, а за ним толпа детей в восточных одеждах. Они кричат: “Гюль мулла, гюль мулла!”, что означает священник цветов. Так на Востоке называли странствующих поэтов от Омара Хайяма до Велимира Хлебникова.

В космическом плане видим другое. Сквозь время и пространство движется человек-солнце Маяковский, летит человек-звезда Хлебников и переговариваются между собой: “Кто там в звезды стучится? А, Володя, дай пожму твое благородное копытце”.

“Сутки Солнца”, т.е. год или время обращения Земли вокруг Солнца, Хлебников тоже считал очень важной мерой. Если земля вращается вокруг солнца, повторяя свою орбиту через 365 дней, то не менее интересно знать, что согласно Хлебникову через каждые 365 лет рождаются люди-двойники. “Например, есть закон рождения подобных людей. Он гласит, что луч, гребни волн которого отмечены годом рождения великих людей с одинаковой судьбой, совершает одно свое колебание в 365 лет.

В 476 году в Индии родился астроном Ариабхат, утверждавший, что Земля вращается вокруг Солнца, а через 365х3 в 1157 году родился Калер, доказавший это вращение. Величайший логик Греции Аристотель родился в 384-м году, а через 365х6 в 1804-м году родился величайший логик Европы Джон Стюарт Милль.
Вывод Хлебникова таков: через 365 лет происходит рождение подобных людей, через (365 - 48), то есть через 317 лет возникают войны, а через (365+48) лет рождаются новые государства.

Вот предсказания психотерапевтических сеансов по радио, столь распространенных в наше время. “Современный врач лечит внушением на расстоянии по проволоке. Радио будущего сумеет выступить и в качестве врача, исцеляющего без лекарства”. Поэты часто предвидят будущее; вспомним Нострадамуса, предсказавшего в стихах ХVI века падение коммунизма в России 1991 года. Хлебников в 1912-ом голу предсказал, что в 1917-ом произойдет падение Российской империи. И не просто предсказал. Он оставил нам свои вычисления, на основании которых сделано предсказание. Назывались они “Гамма будетлянина”.

 

Гамма будетлянина

Подобно тому как шахматная доска состоит из черных и белых клеток, мир времени соткан из чередования двоек и троек, четных и нечетных событий. Это означает, что через 2n должны происходить события подобные, а через Зn - события противоположные. Хлебников перевел эти числа из количества дней в количество лет и получил загадочное число в 317 лет. "Если понимать все человечество как струну, то более настойчивое изучение дает время в 317 лет между двумя ударами струны". Так законы Наполеона вышли через 317х4 лет после законов Юстиниана - 533 год. Римская империя возникла в 31 году, а Германская - в 1871-м, через 317х(й) "Итак, 317 лет - не призрак, выдуманный больным воображением, и не бред, но такая же весомость, как год, сутки Земли, сутки Солнца".
Самое интересное, что все эти странные чередования укладываются, согласно Хлебникову, в гамму звуковых колебаний от А до У (самого низкого звука в азбуке). Вообразите парня с острым и беспокойным взглядом, в руках у него что-то вроде балалайки со струнами. Он играет. Звучание одной струны вызывает сдвиги человечества через 317. Звучание другой - шаги и удары сердца, третья - главная ось звукового мира. Перед вами будетлянин со своей "балалайкой".
Перед нами стройная неопифагорейская теория, где история человечества вписывается в гамму колебаний звуковых волн. Мы слышим неразличимую простым слухом музыку времени, но Хлебников идет еще дальше. Зная, что все явления материального мира есть сгустки и вибрации световых волн, Хлебников фактически создает проект машины времени, подчиненной звуковой гамме.

 

Машина времени

Хлебниковская машина времени состоит из зеркал и линз, улавливающих лучи, замедляющих или ускоряющих волны света. Нет никакого сомнения, что такой проект мог возникнуть только на основе теории относительности Эйнштейна. Ведь именно в этой теории проистекает возможность замедления или ускорения времени в зависимости от скорости светового луча. В теории Хлебникова это открытие преломилось самым неожиданным образом. "Когда наука измерила волны света, изучила их при свете чисел, стало возможно управление ходом лучей. Эти зеркала приближают к письменному столу вид отдаленной звезды, дают доступные для зрения размеры бесконечно малым вещам, прежде невидимым, и делают из людей по отношению к миру отдельной волны луча полновластных божеств. Допустим, что волна света населена разумными существами, обладающими своими правительствами, законами и даже пророками. Не дает ли для них ученый, прибором зеркал правящий уходом волн казаться всемогущим божеством?"
О нет, это не фантастика Уэллса. Такая машина времени существует – это сама Вселенная, но Хлебников утверждает что люди могут уподобиться "всемогущему божеству", став создателями своего мира, переделывая и создавая будущее и прошлое. Кому-то такой проект покажется только фантастикой, но самое поразительное, что к осуществлению его наука уже приступила.
В 60-е годы астрофизик Козырев предложил абсолютно новую теорию времени. Согласно Козыреву, время есть неуничтожимая реальность Вселенной, порождающая свет и материю. А раз так, то можно построить систему зеркал, улавливающих мировой свет и даже изменяющих течение времени.

В домашних условиях он построил свою систему "зеркал", улавливающих невидимые лучи, энергетические всплески, исходящие из будущего и прошлого. Каким образом? Он направил свои гироскопы в те точки неба, где планета была и где она еще будет. Результат превзошел все ожидания. Сигнал был получен и из будущего, и из прошлого. Во многих лабораториях мира пытались повторить опыт Козырева, но безуспешно. Результат повторить не удалось, а следовательно, он не получил признания.
Однако совсем недавно, в 1991 году, сибирская Академия наук повторила опыты Козырева и получила ошеломляющие результаты. Все опыты подтвердились. Светила исправно слали лучи как из прошлого, так и из будущего, подтверждая правоту Хлебникова.
Наконец, экспедиция академика Казначеева построила систему зеркал Козырева, улавливающих время. В результате пять Раз появлялся светящийся объект неизвестного происхождения, а затем в одном из опытов появился "сияющий хвостатый плазмоид" необычных очертаний. Ведутся работы над расшифровкой этого опыта.
Вернемся к предсказанию Хлебникова. "Изучив огромные лучи человеческой судьбы, волны которой населены людьми, человеческая мысль надеется применить к ним зеркальные призмы управления, из двояковыпуклых и двояковогнутых стекол. Можно думать, что столетия колебания вселенского луча будут так же послушны ученому, как и бесконечно малые волны светового луча. Тогда люди сразу будут и народом, населяющим волны луча, и ученым, управляющим ходом этих Лучей". Проще говоря, человек станет Богом, а Бог человеком. Однако остановимся на задачах более скромных. С помощью зеркал Хлебникова человек будет видеть свое будущее и прошлое, выходящее за пределы его рождения и его смерти, а это уже бессмертие.

 

Формула бессмертия

Одна из самых загадочных формул Хлебникова - это уравнение прошлого, будущего и настоящего времени, открытое им незадолго до смерти в двадцать втором году. "Три числа! Точно я в молодости, точно я в старости, точно я в средних годах вместе идем по пыльной дороге 105 + 104 + 115 = 742 года 34 дня".
Кое-что в этой формуле понятно. Хлебников вслед за великим ученым древней Греции Пифагором считает, что срок человеческой жизни в прошлом, будущем и настоящем простирается в пределы тысячи лет. За это время человек трижды рождается и умирает в трех новых обликах. Так, себя Хлебников считал родившимся трижды. В прошлом он видел себя математиком и поэтом Омаром Хайямом, в настоящем - геометром Лобачевским и в будущем, то есть в XX веке - Велимиром Хлебниковым. Почему Омар Хайям обозначен числом 105, Хлебников 115, а Лобачевский 104, со временем разберутся математики. Нам же интересно, что срок космической жизни человека - 742 года перекликается с теми, которые указаны в Библии. Девятьсот лет и более живут библейские патриархи от Адама до Мафусаила. Отсюда выражение "мафусаилов век", означающие сказочное долголетие.
Если взглянуть на эти таинственные сроки жизни глазами Хлебникова, то увидим, что средний срок земной человеческой жизни 70 лет - это лишь верхушка айсберга, скрывающего в глубине тысячелетий глыбы жизни космической.
Очертания этой жизни выглядят у Хлебникова загадочно и странно, но в то же время они строятся из материала сегодняшней земной жизни. И в прошлое и в будущее мы глядимся, как в зеркало, и видим в нем пусть преображенное, но все же зеркальное отражение самих себя. "Я посмотрел в озеро и увидел высокого человека с темной бородой, с синими глазами в белой рубахе и в серой шляпе с широкими полями.

– Так это Числобог, – протянул я разочарованно. – Здравствуй же, старый приятель по зеркалу, – сказал я, протягивая мокрые пальцы. Но тень отдернула руку и сказала:

– Не я твое отражение".

Числобог - это человек, овладевший законами времени, уловивший его в свои таинственные линзы и зеркало. В данном же случае это сам Хлебников, глядящийся в озеро.
Так же как небесные тела, согласно новейшим астрономическим данным, находятся в прошлом, будущем и настоящем одновременно, так и человек, Числобог, есть некая бессмертная субстанция человека, находящаяся во всех временах. Хлебников утверждал, что об этом знали еще древние египтяне. Они назвали эту бессмертную субстанцию человека именем Ка. "Ка – это тень души, ее двойник, посланник. Ему нет застав во времени. Ка ходит из снов в сны, пересекает время и достигает бронзы (бронзы времен). В столетиях располагается удобно, как в качалке".
И Хлебников жил одновременно во всех временах, потому он так ясно видел многие детали из будущего. Ведь машины времени у поэта не было, был только проект ее. Он сам был сложнейшим устройством, пронизывающим века невидимыми лучами мысли. Люди, спокойно осилив тяготение, прогуливаются прямо по воздуху или лежат на облаках, но самое главное – найдена формула счастья. “Уравнение человеческого счастья было найдено тогда, когда поняли, что оно вьется слабым хмелем около ствола мирового. Счастье людей – вторичный звук, оно вьется, обращается около основного звука мирового. Оно слабый месяц около Земель вокруг Солнца. Когда будущее становится, благодаря математическим выкладкам, прозрачным, теряется чувство времени, кажется, что стоишь неподвижно на палубе предвидения будущего. Чувство времени исчезает, и оно походит на поле впереди и поле сзади, становясь своего рода пространство”.

Можно посмеяться над такой уверенностью, но вот я иду по Новому Арбату, этой улицы не существовало во времена Хлебникова. Но он ясно видел улицу “домов из стекла”, “дом в виде развернутой книги” и даже “газету из искрописьма”. Можно предугадать тенденции в развитии архитектуры, но не до такой же точности. Здание в виде развернутой книги – это бывшее здание СЭВ, газета их искрописьма – на другом конце Нового Арбата. Вот здание Останкинской телебашни. “Дом-тополь. Состоял из узкой башни, сверху донизу обвитой кольцами из стеклянных кают”. Под ними пространство города из прозрачных сот, а за плечами у каждого в рюкзаке свернут дом из прозрачной пленки. Спустился, развернул пленку, натянул на арматуру, и живи, где хочешь и сколько хочешь. Наскучило, лети дальше. Чего только нет в этих городах будущего: дома-мосты, дома-пароходы, дома на колесах. Есть даже дом-поле. Но самое главное – люди, живущие в этих городах. Они расшифровали язык птиц, звезд, зверей и растений и переговариваются с ними на языке звездной азбуки, созданной Велимиром Хлебниковым. (Ее склеил из папиросных коробок сподвижник Хлебникова художник Митурич). На языке этой азбуки можно принимать сигналы из прошлого, беседуя с Лобачевским, живущим в том прошлом измерении, или посылать сигналы в будущее и принимать оттуда причудливую речь, как это делал будетлянин Велимир Хлебников. “Мы – дикие звуки, мы – дикие кони. Приручите нас. Мы понесем вас в другие миры, верные дикому всаднику звука. Лавой беги, человечество, звуков табун оседлав. Конницу звука взнуздай!”

Среди других великих космических утопий XX века (всеобщее воскрешение по Федорову, освоение космоса по Циолковскому) проект Хлебникова кажется мне самым смелым и, может быть, самым глубоким. Ведь он предлагает полет не на космических кораблях и не в пространстве, а во времени. "Мы полетим в космос прямо со стульев земного шара", - восклицал поэт. Он спроецировал теорию относительности Альберта Эйнштейна из области физики, космологии и математики в сферу человеческой интуиции, и здесь его посетили прозрения, которые становятся понятными лишь на исходе нашего века. Поет в пространстве уже закончен. Здесь ясны границы, видны пределы. Пришла эпоха полетов во времени.

Циолковский в своих трудах обжил для человечества космические пространства. Хлебников заселил нами время. Здесь техника должна уступить человеку с его прозрением и интуицией. Я хочу, чтобы луч звезды целовал луч моего глаза, как олень оленя", - писал Хлебников в 1909 году, а в драме "Мир с конца" есть описание обратного хода времени не от рождения к смерти, а от смерти к рождению. Человек сначала старец, потом взрослый, потом юноша, потом младенец. Кажется, уж тут-то мы имеем дело с чистой фантастикой, но не следует спешить с выводами. Математик Курт Гедель тщательно проанализировал время и пространство с точки зрения теории относительности и пришел к выводу, что теоретически обратный ход времени во вселенной возможен. И умирающий старец встретит себя - младенца. Кстати, старец-младенец известен в Китайской мифологии под именем Паньгу.

Статья напечатана в журнале “Гороскоп” (1995, № 8).

 

НУЛЬ ЛЕОНАРДО

1996

Нуль Леонардо

Конь Леонардо вылит из пустоты души Леонардо

он весит больше чем Леонардо

ибо пустота помножена на печаль Леонардо

склоненного над доской

где конь больше чем Леонардо

хотя он держит коня в руке

переставляя его за пределы света

в тьму Милана

или как Цезарь Борджиа

он хотел бы

он хотел бы быть тем конем

на площадях Рима

как гвельф или гибеллин

черный или белый

все равно

он

ДА – НЕТ

ДАНТЕ

Я бы продолжил эту игру

в качестве шута Леонардо

или в качестве коня Леонардо

или в качестве Леонардо

если бы минимум пустоты

не был максимум полноты

если бы объем умещался в теле

если бы действие Леонардо –

тела А

было равно противодействию коня –

тела Б

“А” Леонардо = “Б” коня

“А” ? “В” = Леонардо на коне

“В”/“А” = Леонардо внутри коня =

= поверженной Трое

ибо из пустоты выходят герои

дабы мечом творить пустоту

ибо мечи строят новую Трою

из кирпичей мировой пустоты

Меч вырубает кирпич пустоты –

Гектор повержен

Меч вырубает колонны из света –

падает Менелай

Леонардо умножил битву на два пролета

Пуская в действие арбалеты

Взлет – стрела летит над рядами

воздвигая контуры Нотр-Дама

губы шепчут – кульпа, меа кульпа

Леонардо вычертил катапульту

Катапульта катапультирует Нобеля

Нобель

вычерчивает Чернобыль

Леонардо задумался о нуле –

если нуль пуст

из чего состоит оболочка?

Точка = нулю

Нуль не равен точке

Леонардо переставляет фигуры

Фиг. 1

Фиг. 2

Фиг…

Преодолевая суровый рок

я отделяюсь от той доски

тенью шахматного коня

Остается на ней тень от

Фигуры переносимой за борт

где лежит поверженный Вавилон

состоящий из груды тьмы

Черно-белый конь пускается вскачь

конь блед и конь вороной

Шахматный конь

ускакал в огонь

опустела доска

в клетке где был конь

осталась тоска

рокировка тоски с доской

рокировка коня и огня

рокировка тоски со мной

рокировка со мной меня

В клетке где был я остался другой

в клетке где был другой остается конь

Назовем черное цветом тьмы

Назовем белое цветом дня

Рокируем –

останется рок и день

Рокируем –

останется рок и тьма

Передвиженье шахматной тьмы

подобно движению зубчатых передач

клетка ночи цепляется за клетку дня

так весь часовой механизм

пускается вскачь

Так белый конь преодолевает

черный барьер

Так черный конь преодолевает

белый карьер

арьергард кавалергард

подставляет грудь

и бьет его картечь

разрывая на черно-белое

тело его белое

и душа его белая

на белом коне уносится вскачь

оставляя в доске пробел.

АЛМАЗ СПИНОЗЫ

2-е изд.

1996

ВЛИО

А – ИОЛЬВАО

ИЛЬВОЛЬВО

ВЛИО

Царь-отец

Один Медведь говорит другому

– Я – Большой Медведь

ты – Малый театр

Морда медведя обращена к Богу

Как голова Марии Стюарт

Глаголь Добро

Аз Буки Веди

Царь Федор Иоаннович

играет с медведем

Медведь перекрестился взревел

лег на лапы

Царь перекрестился

сел и заплакал

Говорит царь

– Аз есмь зверь

Говорит зверь

– Аз есмь царь

– У меня есть царь –

говорит зверь

– У меня есть зверь –

говорит царь

Так переливается церковно-славянская медь

переливается колокол в Царь-пушку

Царь-пушка и колокол

переливается в небе Большой и Малый Медведь

пока края у колокола отколоты

Я вошел в колокол

он гудел как пушка

Я вошел в пушку

она звенела как колокол

У пушки бакенбарды

словно у Пушкина

От колокола осколок

как Крым отколот

Блаженный как Василий

великий как Иван Великий

пил в России Россини

веселый и многоликий

Я написал царю письмо

и отправил его в четверг

царь мое послание прочитал

и отверг

Непонимание

что может быть горше

когда вассал моего вассала

не мой вассал

Но зато мое послание

понравилось Распутину

Грише

он его трижды перечитал

и дважды переписал

Нефтяной Бог

Утопая

в зеркале по пояс

призраки

идут по амальгаме

Я

выхожу навстречу каменному лучу

и в этот момент

каменная радуга

связывает нас светом

в хрустальный узел:

тонущий

корабль

и взлетающий

самолет

поезд

вползающий в туннель

и поезд

выползающий из туннеля

Я давно утратил

луч

того царства

но мне предстоит

взаимопонимание

с нефтью

и антрацитом

когда они

сгорают

и улетают

Нефтяной Бог

рисует себя

на черном

Нет ничего

радужнее

бензина и нефти

Радуга антрацита

тверже железа

Пусть каменный свет

распространяет себя

во тьме

где каменные радуги

пламенеют

ледяным спектром

Чайный собор

Кто построил

этот чайный собор

он воздвигнут

из аромата

арка жасмина

арка земляничная

нет

это не аромат

а пение

на небе горит жираф

это Сальвадор Дали

сгорел незадолго

до смерти

в созвездии Лебедя

растет лебеда

и полынь

горьковатого

света

там чай собирают

для Божьего чая

но там нет печали

поэтому чай

не нуждается в горечи

чтобы заваривать

свет

Господи

пошли мен твой чай

из звезд

с лимонной долькой

луны

на чайном наречии

я сказал чаю:

– Чаю воскресения мертвых

– И жизни будущего века –

отвечал чай

– Аминь.

* * *

Тиранозавр терзающий дирижабль

уходит голос

теряясь в трансе

Словно палач рубит палочкой дирижер

шею всего пространства

Не отделяя шага от тишины

два отраженья

друг в друге

отражены

Бемоль

Как образ зеркала взнесен над Петергофом

чтобы обрушить вниз каскад зеркал

так глухотой окутанный Бетховен

разнес по клавишам погасший Зодиак

Так в пропасти скрипичного ключа

немеют ноты и болят ключицы

Скрипичный ключ округлый как земля

похож на очертанье мертвой птицы

Гроздья роз источая грусть

тяжелеют от этой грусти

каждый путник всего лишь пути

забывающий в чувстве чувство

В каждом поле есть поле битвы

в каждой битве есть забытье

Из бытия не создать избыток

все что избыток – небытие

Как градусник из последних сил

вытягивает свой градус

так я полнеба в себя вместил

и вытеснил в небо радость

А там вдали от каждого поцелуя

свет как кардиограмма где нет пробела

или как кладбищенская аллея

не имеющая предела

впереди меня

огибая воображаемую линию

позади меня огибая эхо

Так Офелия ловит Лилию

и тонет в глубине смеха

Алмаз Спинозы

Тогда кто въявь

кто в неге сон

вступили

в прежние пределы

гнусавые

как тьмы пронос

божественны

как лоно Девы

Из уст в уста

преображен

как поцелуй

продолжен

в дрожи

вибрирующий

в гранях луч

витраж

изнеженный

на коже

В пределах Девы

корень из-

влечен плюс-минус в к-

вадрате

Плыви мой челн

по воле волн

Де Бройля

в графике Декарта

Когда в спектральных муках взгляд

блаженствует

сквозь линзы множась

влажнеет девичий алмаз

в ладонях нежного Спинозы.

Как закодировать свою судьбу

Судьба кодируется целью

цель должна быть

благородной

труднодоступной

высокой

Тогда жизнь будет

наполненной

счастливой

и долгой

Судьба кодируется ею

* * *

Я не ощущаю под собой ничего

Говорят – земля

я вижу – только ступни

Говорят – небо

я чую – только чело

Между челом и ступнями

только чело и ступни

Грань ограняемого алмаза

надо мною и подо мной

Каждая фраза – лунная фаза

потому я пишу луной

Солнце говорит луне

– Здравствуй

Луна говорит солнцу

– До свидания

Таково небесное государство

под названием

Мироздание

USI-мышь

За этой дверью

где нет стены

живет одинокая

сова

сово-

купления

мыш

мыш-

ления

сом

сом-

не-

ни-

я

м-

не-

ни-

я

не я

и

зя-

блик

блик

лик

ГАММА ТЕЛ ГАМЛЕТА

1994

Гамма тел Гамлета,

или

Новый Гамлет

Часть 1

Шекспир обезврежен в радиусе рапиры

воткнутой наугад через занавеску смысла

Смысл начинается с негодяя

негодяй расчерчен на три сегмента

повторяя траекторию двух рапир

Рапира Гамлета – рапира Лаэрта

Гамлет: Защищайтесь!

Образует в воздухе махаон

Лаэрт: Защищайтесь, принц!

Образует в воздухе букву Шин

или три сегмента,

предощущая битву за корону

или имя Шекспира

в написании кириллицей

Три клинка в теле Клавдия –

Лаэрта –

Полония –

Ш И Н

Лаэрт умирает убивая

Гамлет убивает умирая

Дальнейш-ш-ш-ш-ш-ш-шее

Тиш-ш-ш-ш-ш-ш-шина

Ш-ш-ш-ш-ш-шекспира

Ш И Н – корона

астральное тало Гамлета

Не правда ли, звучанием оно похоже на облако

начертанием на верблюда

где два горба

один – быть, а другой – не быть

Еще есть тело в виде Гамлета

обезглавленного в Англии

Еще есть тело Гамлета в виде Офелии

Есть еще тело Офелии в виде Гамлета

Есть еще несколько двойных тел

соединенных воткнутой шпагой

Есть еще веерообразное

многостраничное

тело – книга

где только слова – слова – слова –

И наконец есть самое любимое тело

состоящее из молчания

Гамма тел Гамлета – это тишина клавиш

Музыка тишины клавиш:

Шин Шта Шин

Шта Шин Шта

Клавиатура флейты:

ФА

ЛЯ

РЕ

СИ

Т

ФА

Флейта играла роль Гамлета

и умирала в финале на верхнем фа

Офелия – это флейта:

ДО

ФА

 

РЕ

ЛЯ

СИ

ЛЯ

Распадаясь

она пела песни

про робина

про невесту обманутую женихом

про руту

про мяту

про дикий мед

флейта уплывающая по воде

флейта тонущая в ручье

флейта погребаемая Гамлетом и Лаэртом

– Кого хороните?

– Флейту!

Белена – яд Шекспира вливаемый в ухо

а ухо – эхо – ох – э – ох – уа

яд струится из уха в ухо

ах – у – а – ухо

Гамлет и Офелия ищут друг друга

как слова в кроссворде

То ли Гамлет играет флейтой

толи флейта играет Гамлетом

Ф – лей – та Гамлета

Гамлет лей флей-

ту

be

or

not

to

быть

или

не

бе

А вот Офелия плывет за лилией

Офелия и лилия л – или – я

Траектория шпаги Гамлета

на пути к утробе Полония

предвосхищает штопор Нестерова

или чертеж железной дороги

Москва – Петербург

Вместе с Гамлетом они образуют Е (Есть)

Сам Полоний своими неясными

очертаниями за ширмой –

аэростат “Гинденбург” в момент взрыва – О (Он)

Сам Гамлет

с растопыренными руками

похож на аэроплан “Максим Горький”

в момент падения Х (Херъ)

Королева Гертруда как Эйфелева башня

вся в кружевах Л (Люди)

Гамлет со шпагой в Полонии

(не в Польше, а в животе) через занавеску Ж (Живот)

Вместе они – Е О Х Л Ж

Он Есть Херъ Люди Жизнь

это сцена 1.

Сцена 2.

Мышеловка

Офелия вошла буквой А

Села буквой В

Гамлет лег возле ее ног буквой Б

Получилось А В Б

Или Аз Веди Буки

Я Ведаю Мудрость

Сцена 3.

Йорик

Гамлет взял череп Йорика буквой У

Бедный Йорик

– У – У – У –

У – У

У

Сцена 4.

Ива

Офелия потянулась к склоненной иве буквой С (Слово)

Упала в ручей буквой Т (Твердо)

Стала тонуть буквой У (Ук)

Получилось С Т У

Сцена 5.

Поединок

Сошлись в поединке – рапиры скрестились

Х

Лаэрт занес над Гамлетом смертельный клинок

Й

Гамлет выбивает рапиру из рук Лаэрта

У

Получилось

Х Й У

Теперь вся сцена в движении

Й У Х

У Й Х

Х Й У

У Х Й

Й Х У

Сцена 1 – Е О Х Л Ж

Сцена 2 – А В Б

Сцена 3 – И Ж Е

Сцена 4 – С Т У

Сцена 5 – Икс – Игрек – Йот

Новый Гамлет

Е О Х Л Ж А В Б И Ж Е С Т У

или

Есть Он Херувим Люди Жизнь

Я Ведь Бог Уже Слово Твердо

или

Слово крест указал икс узнал я

Х (икс)

образован скрещением двух рапир

или умножением друг на друга

быть или не быть = Х

быть [/] перечеркивает не быть [/] = Х

Икс Йорика и Икс-Игрек-Йот Гамлета

Разговор черепа Йорика с черепом Гамлета

Череп Йорика:

Бедный Гамлет

я держал тебя на руках

ты играл со мной и смеялся

но куда денутся эти губы

после поединка

еще недавно шептавшие

быть или не быть

Череп Гамлета:

Бедный Йорик…

ту би о нот туби

иб ут тон о иб ут

Астральное тело Гамлета –

это севрский фарфор

или Х –

две скрещенные рапиры

Астральное тело Полоний-Клавдий

похоже на шотландскую волынку

с двумя мехами

или на букву Омега

Эль-си-нор – нота си

вся трагедия си-него цвета

До-о-о-альнейшее – молчание

Сцена 6

Могильщик

(мог или еще)

Могильщик роющий могилу буквой М

выбрасывает прах наружу буквой Г

ГМ – ГМ – ГМ

По свидетельству критика Роу

жившего во времена Шекспира

призрак Гамлета-отца –

лучшая роль самого Шекспира

значит – Шекспир – отец Гамлета

или тень отца

Астральное тело Шекспира – король

“в доспехах, с бородой, как серебристый соболь,

с бледным лицом”

Молитва Гамлета –

Офелия – нимфа – флейта

“Благословенны те, у кого кровь и суждения

так соединены, что они не являются флейтой

в руках фортуны, берущей ту ноту,

которую захочет”.

В гамме не хватает ноты соль-

она в слезах Офелии.

Песня Офелии:

“Хэй ной нонни хэй

даун – э – даун

э – даун – э”

Венок Офелии:

маргаритки, крапива,

цветы в виде длинных пурпурных пальцев

маргаритки, крапива, маргаритки, крапива

цветы в виде длинных пурпурных пальцев

вместе с ивой плывет по воде

ветки роняя

тонет в пурпуре

тонет в белом

Венки плывут

повторяя вензель Офелии

О – О – О

Офелия – нимфа – флейта фортуны – фа

Гамлет после смерти

После смерти Гамлет вошел в Офелию

как дыхание входит во флейту

как нота си становится нотой фа

Си – чернильный плащ Гамлета

Фа – белизна Офелии

Фиолетовый плащ на белой фате –

это Гамлет в гробу Офелии

Плащ и фата – это си и фа

Чаша

Чаша Гамлета – кубок с ядом

“Да минует меня чаша сия”

там скрестились рапиры / \

образуя имя Христа – Х

или чашу с вином и ядом \ /

Чернильный плащ Гамлета

лунная тень Христа

В чаше Гамлета кровь Христа

с растворенным ядом

“Примите, ядите”

а в чаше яд

Хроника смерти:

Гамлет-старший убит Клавдием

Клавдий убит Гамлетом

Королева Гертруда убита ядом Клавдия

Гамлет убит рапирой Лаэрта и ядом Клавдия

Полоний убит Гамлетом

Розенкранц и Гильденстерн обезглавлены по приказу Клавдия и Гамлета

Офелия убита ручьем и ивой

Гамлет убил:

Розенкранца и Гильденстерна

Полония, Клавдия и Лаэрта

Клавдий убил:

Гертруду, Гамлета-отца, Гамлета-сына

Лаэрт убил:

Гамлета и Лаэрта

Брат убил брата

свою жену

жену брата

Племянник убил дядю

Дядя убил племянника

Три тайны

Тайна Гамлета-отца и Шекспира

Ели бы Гамлет ее узнал,

у него вздыбилась бы прическа, как иглы у дикобраза.

Тайна Гамлета:

Молчание, переходящее в тишину

Тайна Офелии:

даун – э – даун

э – даун – э

Рокировка Гамлета-отца с Клавдием:

Клавдий становится королем вместо короля

и мужем вместо мужа

Рокировка Гамлета с Розенкранцем и Гильденстерном:

после высадки на английском берегу

оба обезглавливаются вместо Гамлета

Рокировка Гамлета с королевой:

вместо Гамлета чашу с ядом

выпивает королева Гертруда

Рокировка Гамлета с Офелией:

вместо Гамлета,

уплывающего на гибель в Англию,

уплывает и тонет Офелия

Рокировка Гамлета с Фортинбрасом:

вместо Гамлета королем Дании

становится Фортинбрас

Рокировка Шекспира с призраком

Рокировка автора с актером –

Шекспира с призраком

Конь ходит буквой Г

образуя имя Гамлета

Узор шахматных ходов образует лабиринт Эльсинора

Замок

Эльсинора построен так

что входя – выходишь

а выходя – входишь

Замок выходит к морю таким образом

что море все время в замке

единственный способ движения в Эльсиноре –

это стоять неподвижно

Рванувшись за призраком,

Гамлет мог утонуть или свалиться с кручи

Стража в Эльсиноре не знает выхода и не видит входа

Корабль причаливает прямо к могиле Офелии

кладбище-пристань находится внутри замка

Всем кажется, что они когда-то плывут

на самом деле корабль никогда не покидал замок

Когда говорят, что Фортинбрас пришел из Норвегии,

а Гамлет уплыл в Англию,

это не значит, что они покинули пределы замка.

Одна часть Эльсинора – Англия

другая – Норвегия

четвертая – Польша

Театр

Неизвестно, в котором месте кончается сцена и где она начинается

Актеры давно смешались со зрителями

и никто не знает, где играют, где убивают

Пока Гамлет играет Гамлета, а Шекспир Шекспира

возможно, что Гамлет в Англии обезглавлен

а возвращение в Данию сыграл актер

А, может быть, актер изобразил отъезд Гамлета

а настоящий Гамлет не уезжал

Гамлет-отец неплохо сыграл свою тень

а Гамлет-принц – проделки Горацио

сыгравшего Гамлета на сцене студенческого театра

Гамлет:

– Читайте монолог, прошу вас, так, как я вам его читал.

Театр Гамлета так давно поселился в Эльсиноре

что все актеры давно стали принцами

а многие принцы, как Гамлет, стали актерами.

– Где Полоний?

– На ужине. Но не там, где ест он, а где едят его.

Это ключ к пьесе

– Где Гамлет?

– На сцене. Но не на той сцене, где играет он, а где играют его.

Зеркала

Никто не знает, существует ли Эльсинор

или это сложная система зеркал

Тем более что на месте, где якобы стоял замок,

нет ничего, кроме камня, поставленного совсем недавно

Та же система зеркал, что создала призрак отца,

создала и весь Эльсинор

Этот сценический прием всем известен:

призрак в латах прошел сквозь стражу

и никого не задел

Гамлет бросился вслед за призраком

– Осторожнее, принц, не свалитесь в море!

Можно было ступить на мираж стены или башни и провалиться в бездну

Не такова ли была смерть Офелии?

Нанизывая венки на ветку ивы, склоненную над ручьем

она ступила на ветку

но ветка обломилась

На самом деле ветка не сломалась –

это был мираж ивы

Офелия упала в ручей, ступив на мираж ветки ивы

Впрочем, скорее всего ручья не было

а был зеркальный эффект

Об этом читайте в тексте:

Над ручьем наискось растет ива,

которая отражает свои листья

в зеркальном потоке

Офелия пела, пока ее одежда не отяжелела от воды

и не потащила несчастную от мелодии песни

к тени смерти

Ясно сказано:

От мелодии к тени

и нетки и дол ем то

Песен сень тень

Драка в могиле

В могиле Офелии была драка Лаэрта с Гамлетом

Гамлет принял могилу за брачное ложе

взревновал Лаэрта к Офелии

кричал, что любит ее в 40 000 раз больше

чем брат Лаэрт, а именно

“как 40 000 братьев”

Если бы Гамлет любил Офелию

как 40 братьев

или как 4 брата

разве этого мало?

Нет, он любил ее

как 40 000 братьев.

И за этим кроется

еще одна тайна.

Я подозреваю, что могила Офелии была зеркальна

А это значит, что по бокам отражались 4 Гамлета и 4 Лаэрта

Отраженье переходя в отраженье

дает 40 000 отражений

или 40 000 реинкарнаций

составляющих веер астральных тел

10 в степени 40 – предельный радиус мира

десять в степени –40 – минимальный радиус микромира

За единицу принят радиус электрона

40 000 братьев – радиус единого астрального тела принца

где за единицу принят один брать Лаэрт.

Драка в могиле – единица Троянской битвы

А Троянская битва разрастается до небес

Лаэрт:

“Теперь громоздите прах на живых и мертвых,

пока эта долина не превратится в гору выше Пелиона

и поднебеснее главы Олимпа”.

Таков астральный радиус тел Лаэрта

Он выше Пелиона и немного выше Олимпа

Но Гамлет вспоминает, что кроме Олимпа и Пелиона.

есть более высокая гора Осса

на которой гнездятся боги.

Гамлет:

“И раз ты болтаешь о горах,

пусть засыплют нас миллионы акров земли,

пока наш могильный холм не опалит своей головы

о пламенную сферу небес,

и пока по сравнению с ним Осса не покажется бородавкою”.

Долина перерастает в гору,

могила разрастается до пламенной сферы небес.

Пламенная сфера находится там, где Солнце.

Солнце – пламя, в котором очищаются души.

Гамлет-отец:

“Я – дух твоего отца, обреченный на определенный срок бродить по ночам,

а в течение дня вынужденный поститься в пламени,

пока не будут сожжены и очищены все гнусные преступления,

совершенные мною в земной жизни”.

Астральное тело Гамлета выше Оссы, доходящее до солнца,

и астральное тело Лаэрта выше Олимпа, доходящее только до небес,

сражаются в могиле Офелии.

40 000 Гамлетов вцепились в горло Лаэрта

40 000 Лаэртов вцепились в Гамлета

40 000 клинков и рапир Лаэрта

40 000 клинков и рапир Гамлета

скрестились лучами света

В час поединка могила Офелии стала небом

где Офелия – влажная звезда-луна

окутана сияющим саваном из рапир и клинков.

Три горы, где живут античные боги:

Гамлет – Осса

Офелия – Олимп

Лаэрт – Пелион

уместились в одной могиле

где на самом дне угнездилась Троя

намекая на три горы.

А еще в пространстве, неразличимым глазом

поединок Гектора с Ахиллесом

переходит в поединок Гамлета и Лаэрта

Это можно увидеть в зеркальном щите Ахиллеса

где солнце ходит по кругу, плывет луна

и океан ревет за пределами Трои

где встречаются два зеркальных отражения:

Троя и Эльсинор

Офелия и Елена

А по ночам по такому же кругу

бродит призрак Гамлета-отца

в доспехах от Ахиллеса

Ахиллес бежит за Гектором, солнцем и луной вокруг Трои

а впереди ползет лунная черепаха.

Никогда Ахиллес не догонит черепаху

никогда не кончится эта битва

Черепаха – луна, зеркальный щит

который впереди себя несет Ахиллес.

Гамлет празднует праздник тел

Давно уже нет его тела

Смеется череп Йорика

над черепом Гамлета

А Гамлет стал флейтой

он играет сам себя

выдувая

уже не существующими губами

неслышимую мелодию

незримого тела

Мелодия флейты Гамлета,

или New Hamlet

1.

[до] Е О Х Л Ж

[ре] А В Б

[ми] С Т У

[фа] Й Х У

2.

[соль] Ж Л Х О Е

[ля] Б В А

[си] У Т С

[до] Х Й У

3.

[до] О Л Е Х Ж

[си] В Б А

[ля] С У Т

[соль] У Й Х

4.

[фа] Х Е Л Ж О

[ми] А В Б

[ре] Т У С

[до] Й У Х

Поется два варианта:

сначала каждый столбец от до до фа,

затем все столбцы подряд.

 

ПОЭМА ЗверьЯ

1995

Обложка Елены Кацюбы

ПОЭМА ЗверьЯ

Я хочу играть в свое Я с тобой

Если нет тебя то меня здесь нет

я – привитый к тебе черенок-привой

я в разрезе срез

я в срезе разрез

чувство именуемое любовью

океан вливаемый в океан

я привет к тебе как черенок к подвою

ты – стакан не вмещающий океан

но и океан – только продолженье

того что переполняет краешки губ

каждое слово лишь порожденье

от единого корня “ЛЮБ”

корень ЛЮБ

суффикс – ЭЛЬ

окончание – Ю

Ю – ЭЛЬ – ЛЮБ

ЭЛЬ – Ю – ЛЮБ

ЛЮБ – Ю – ЭЛЬ

я твое Я

я твое Ё

я твое Ю

я твой Кедр

ты моя Ель

Эль Елена

Елена Эль

Ель Елена

Елена Ель

я не человек, любимая, нет

у меня есть тело, но я любовь

тело сплетено из твоих тенет

где улов – любовь

а любовь из волн

Сладкая волна – как девятый вал

захлестнуло горло и тянет в глубь

я успею только сказать “I love”

но ведь это тоже от корня ЛЮБ

Многоэтажный “Титаник”

из слов с корнем ЛЮБ

перерастает океан и тонет в себе самом

Море – любви тысячегорбый из волн верблюд

сам в себе несущий знойный сладкий самум

Вот уже и нет никакого зла

ты и я – но это уже напалм

это поезд летящий в речной вокзал

это пароход плывущий в депо вдоль шпал

Потому что небо только кровать

где не уместится даже двоим

потому что нет края того ковра

самолета

на котором мы все летим

Иногда я думаю что Париж был придуман

чтобы в нем жили не мы а другие

да и рай был создан для того лишь

чтобы изгнать из него Адама

Я как строитель строивший дом

не с фундамента а прямо с крыши

не изгоняемый из рая Адам –

остаюсь в тебе как в Париже

Я наверное дирижер

для полета автопилота

взмах –

перелет Москва – Париж

взмах –

перелет Москва – Рим

взмах –

и сам над собой летишь

как вертолет или херувим

Граница тел – соприкосновенье

я прикасаюсь к прикосновенью

я завидую своей тени

она сливается с твоей тенью

Быть может и сам я такая тень

Ангела влюбленного в твое лоно

Я привит к твоей наготе

как коринфский аканф к колонне

Мне ничего никогда нигде

не нужно

если я не с тобою

я привит к твоей наготе

как черенок к подвою

Мне все яснее

что я – не я

Мне все понятней что

Ян не Инь

Я не ты если

Инь не Ян

Ян не Инь

если я не ты

Потому что у чувства есть волчий привкус

и оно не может отпустить тело

если тело – сгусток звериных чувств

то оно уже душа а не тело

Я устал посылать к тебе

этих радужных нежных птиц

я уже получил ответ

у свирепого ключа в сердце

я хочу сыграть в свое Я

в рокировке тел блиц

я хочу оказаться

в середине тесного солнца

В середине литавр

я хочу быть звук или ключ

Когда “я” ускользает голо

я изнеженный зверь

под названьем скрипичный ключ

извергающий ноты из логова и глагола

Я отчаянный ключник

со связкой из звонких Я

открывающих двери в кущи

изваянье из Я

рык зверьЯ

из рулад соловьЯ

Тут поставить бы точку

но в этом отчаянный риск

Точка – только источник

в котором утонет мир – Арарат

поэтому вместо точки

будет звериный рык

потому что я рад

потому что я град

на вершине горы Арарат

где растет виноград

Торопись в свое логово зверь

настигай свою суть

неизбежен финал скаковой охоты

изливай свое Я

в нежногубое устье из уст

ты охотник и зверь

потому что ты зверь и охотник

Этот тигр саблезубый

берет меня в нежную дрожь своей пасти

Или тысячерогий сохатый

вознес на рогах и разнес

мои части по чаще

Часть меня – глаз Озириса

вырванный Сетом

фаллос бога

и главная часть – твое сердце

Откупорив крышку рояля

звук переполняет собой лазурь

так в горле моем этот крик возник

признания в том

что я

только зверь

 

ЗАИНЬКА И НАСТАСЬЯ. ПОЭМА 1983 г.

1997

Заинька и Настасья

Растерянно стрела летела,

не задевая тела,

летела вдаль стрела ночная,

дробя осколки дня.

Я ни о чем не думал дольше,

чем веер четырех сторон,

растягивалось вдаль пространство –

там я летел.

Кому принадлежит сей остров,

сия страна?

Корабль, распаханный, как поле,

из ничего,

он втиснут в кромку голубую

из этих фей,

навеянных прохладой горькой

лугов, стогов.

Дарован бабочке небесной

древесный плот,

она распахивает двери своих двух крыл,

и вовлекая все пространство в свои слои,

плывет та теневая фея из сдобных сот.

Как голубь начинал, ворклив,

дробить свой звон,

на самом дне всего пространства

мой сонный сын.

Негеют голуби из грома

древес,

нас обнимают тамариски и ломота

холодного движенья –

подрагивания листа

на грани вод.

Тот праздник сановных взоров,

где я из огня воды,

из космоса шлют тарелочки

в заоблачные сады.

Так синеворот

ворота открыл,

а вот, заарканив плоть,

выныривает из гласных нот

всемирный зеленый конь.

Не опрометчивым будь ты, как…

Не затемняйся, где…

Видимо око

и зарев верх

в неотраженной воде.

Ты из волны добывай волну,

а из струны струну.

Слишком родной тебе этот дом

и громогласный сад,

трижды вычеркнутый из книг,

но напечатанный по слогам

в поминальник

или в букварь.

В конечном итоге ты – только шрифт,

рассыпанный по лугам,

все состоит из себя во всем,

будет луг твой,

как голубок.

Улетая за облака,

где нет твоих глаз,

не надейся, что улетишь.

В каждом облаке расширен зрачок,

достигающий двух криниц.

Лесосплав или лесоповал полуслов –

так уплыл этот плот,

где не тонет нога,

но зачем мне дана нагота.

Был я лирником и мурлыкой –

орамура –

отныне

я в тесном не-сне живу,

постоянно воспламеняем,

люблю.

Два волкодава Заинька и Настасья

посуху плывут из грозы.

Как королевич твой Сигизмунд,

так и мой кротокоролевич Речь,

гремя турнирами,

входит в розовый будуар,

а я нечаянно опрокинул коня,

огибая твою линию

и еще один интимный изгибчик сзади.

Я надеюсь, что оба конника

благополучно доскачут вдаль,

но даже если не доскачут,

им гарантирован самострел,

таран

и уже совсем ненадежная центрифуга,

отделяющая

небо-масло

от земли-молока.

Так думал я,

входя в трухлявый пень,

за что меня возненавидел муравьиный род,

обросший крыльями на время,

пока тонул в трухе железный рыцарь,

теряя латы, саблю и коня.

Девчурочка-полотнянка,

прочирикай и прославь

мои пламенные речи

про твои нагие грудки,

от которых я устал.

Не теряй свой мокрый лифчик,

чтобы он не улетел

дальше близлежащих

деревень и сел,

полей, лесов, лугов.

Так думал я,

сравнивая правую и левую сторону

белой девочки,

подсыхающей вокруг неба.

Я решил, что справа

всегда немножко больше, чем слева,

и вспомнил жалобы,

что правому всегда достается больше.

Даже от собственного тела

приходится иногда таиться.

Сколько бы ни было лет вселенной,

у человека времени больше.

Переполняют меня облака,

а на заутрене звонких зорь

синий журавлик и золотой

дарят мне искренность и постоянство.

Сколько бы я ни прожил в этом мире,

я проживу дольше, чем этот мир.

Вылепил телом я звездную глыбу,

где шестеренки лучей

тело мое высотой щекочут

из голубого огня.

Обтекаю галактику селезенкой,

я улиткой звездной вполз в себя,

медленно волоча за собой

вихревую галактику,

как ракушку.

Звездный мой дом опустел без меня.

Ты будешь больше солнца, больше света

на волоске громадного себя.

Ты не похож на гром луны,

ты гололед вчерашних рам,

луч громкого пространства,

вчерашнее ничто,

сегодняшнее окостенение,

любоцвет,

восточная отроковица,

гнездышко бурь.

Не надейся на светотень,

на тень пролетевшей птицы.

В водовороте огня-воды

сонный вол гладиолус,

тот вертоград,

где луны вытекающий глаз

и взгляд

слепо обводит горизонт

никогда вчера.

Не проморгай троянскую плоть,

не саблезубь в три горла коня,

это заря овса утекла

и захрустела свежая мгла.

Неужели вписали в криницы

костенеющий взгляд и зрачок?

В полдень неба толчков

и роды.

Боже,

обагри.

Разве не плывет незабудка в златоткань

из нутра нутра?

Открой мне дверь,

ведь я колдун залетный,

не тральщик.

Неужели из нутряного ткачества

не выткать небо,

сердечное солнце,

золотую звезду Настасью?

Тихое дыхание ажурных хоров

из незатихающих листьев.

Прощай, отраженье,

никогда еще не было ты так прозрачно.

За день распадается время.

На границе меж взлетом и взлетом

златорогая птица плывет,

танцевальная плоть стрекозы

переливчата, как стрекоза.

Нет ни тела,

ни даже того, что вне тела,

кроме грозных стрекоз,

ускользающих в наст,

оставляющих нас

под настилом из тала,

леденящего, звездного, жуткого, нежного вихря,

из тумана

и полновоздушного ада любви.

От обилия праха настил оседает,

и над бездонным затоном

тонны неги туманной

нагой,

огнедышащей,

плотной.

Тронным листным настилом

и лопнувшим солнцем

от недавнего гнета оторванных плеч

в лунной Сызрани

и прошлогоднем опале.

Точильщик-точильщик,

верстальщик и веретенщик,

атман и атаман из резни лазури

выпестовал няню,

надзирающую за прахом,

охотницу на стрекоз,

веретеницу зорь,

точильщицу, огневицу,

ластоногую конницу,

уносящую все-все

на себе себя

в огнелицей буре

из платяного шкафа

наших и ненаших широт…

Та мама моя велела:

“Не стынь на морозе,

если облако впадает в невмоготу”.

Ладить надо кораблик, ладить,

Ведь эта ладья

от того туда

в лад уплывшая лада.

На разных оградах

один железный узор –

розы, розы, розы.

Заря из зорь.

Назад На главную страницу

покер онлайн казино . котлы отопления газовые vaillant.
Hosted by uCoz